semium_scrombee (semium_scrombee) wrote,
semium_scrombee
semium_scrombee

Category:

Final Fantasy VII - моё запоздалое мнение

Огромный мегаполис пульсирует зловещим зеленым светом. Гигантские заводы выкачиваю саму эссенцию жизни из недр планеты, окрашивая небо над городом в цвет беспросветной ночи. Одинокая фигурка цветочницы Айрис прокладывает свой путь через лабиринты улиц, ежась от утреннего холода в свете фар проносящихся автомобилей. Поезд прибывает на станцию, вырывая из тяжких раздумий наёмника Клауда – бывшего элитного бойца корпорации Шин-ра, по воле обстоятельств оказавшегося на стороне враждебных режиму повстанцев. Поезд останавливается, а события этой истории приходят в движение…

Недавно Square (точнее, Square Enix) подтвердила, что то, о чем так долго говорили (J)ролевики, свершится – в планах издательства выпуск римейка Final Fantasy VII для современных консолей.

Для Square стало уже традицией переиздавать свою самую известную серию на новых платформах. Иногда это выливалось в практически попиксельный перенос (например, все версии FFVI), иногда геймплей и графика подвергались серьёзным переработкам. Однако, римейки и переиздания захватывали, в основном, игры 8-16 битной эпохи, выходившие на NES и SNES. За рубикон, которым являлось появление PS1, римейки особо заходить не отваживались. Для Square Enix рубиконом стала Final Fantasy 7 (1997 г.), ознаменовавшая не только переход к 32-битным консолям, но и уход серии из разряда Nintendo-эксклюзивов в эксклюзивы для Sony (а начиная с 13 части сериал стал мультиплатформенным, что самые преданные приверженцы PlayStation восприняли не меньше как предательство).

Final Fantasy 7 считается вершиной серии, одной из лучших игр на PS1, иногда и лучшей игрой в жанре JRPG. Несмотря на то, что финалки продолжали выходить, игроки не хотели расставаться с понравившейся вселенной и героями (и злодеями). Вначале чаяния фанатов были обращены на аниме-индустрию: «Вот бы сделали сериал, на несколько сезонов, чтоб по всему сюжету прошлись основательно и разведение Чокобо не забыли». Ожидания их оправдались лишь отчасти – вышедший в 2005 году полнометражный мультфильм FFVII: Advent Children обладал шикарной картинкой и тоннами фансервиса, но на самостоятельное произведение не тянул.

Advent Children выходил в рамках проекта Final Fantasy Compilation, включавший также шутер Dirge of Cerberus (PS2), экшен-рпг (с уклоном в экшен) Crisis Core и выходившую исключительно на японских мобильниках Before Crisis. Казалось, Square Enix намеренно старается раздразнить аппетит фанатов, чтобы потом представить что-то грандиозное.

И вот, на E3 2005 компания Sony, желая продемонстрировать мощь железной начинки готовящейся к выходу Playsation 3, показывает версию начального ролика FFVII с улучшенной графикой и дизайнами персонажей из Advent Children. Несмотря на уверения Square Enix, что ролик являлся просто технодемкой без надежды когда-либо стать полноценной игрой, значительная часть фанатов свято уверовала во второе пришествие FFVII на новой консоли от Sony.

Здезда PS3 успела взойти (невысоко, как утверждают злые языки) и закатиться, а римейка легендарной «семерки» мы так и не дождались. И вот теперь, когда фанаты классических «финалок» успели трижды и семижды проклясть тринадцатую, четырнадцатую и – заочно – пятнадцатую части, Square Enix спешит обрадовать их новостью о грядущем римейке. Или возмутить, учитывая что планируется именно римейк, а не ремастер с перерисованными моделями и текстурами, а внести какие-то другие изменения – уже значит замахнуться на святое и на классику.

Я же, как человек не знакомый с частями Final Fantasy старше восьмой (и ответвлений седьмой), отношусь к этой затее с умеренным оптимизмом. В конце концов, при любом раскладе оригинал уже вышел и его у нас никто не отберет (кроме разве что настырных правообладателей, стремящихся прижать к ногтю все свободные торрент-трекеры). Далее я попытаюсь вспомнить свои впечатления от оригинальной FFVII.

С седьмой частью легендарной серии я познакомился довольно поздно. С серией я был знаком – играл на эмуляторе в 5ю и 6ю части (спасибо группе «Шедевр» за шикарные переводы). Об игре я уже слышал много хорошего, журнал «Страна Игр» даже заспойлерил мне один из главных сюжетных сюрпризов, хотя всё равно это спойлер из разряда «Люк, я твой отец» и часто известен людям, седьмую «финалку» в глаза не видевшим. Также видел я трейлер «Advent Children», весьма впечатляющий и во многом сподвигший меня на покупку.

Я купил игру на пиратском сборнике вместе с восьмой частью уже в эпоху (пере)записываемых ДВД, но до повсеместно распространения безлимитного интернета и торрентов. Рядом на полках стоял такой же пиратский второй Халф-лайф, приятно отличавшийся от продававшейся тогда лицензионной версии не только ценой, но и наличием русской озвучки прямо из коробки, а значит год был 2005-2006й. Несколько мегабайт ценного трафика были потрачены на выкачивание фанатских патчей и отучалок от диска (чтобы не слушать завывания раскручивающегося двд-привода при каждой заставке), и я смог приобщиться к легенде с комфортом.

Первое впечатление от графики: это что, Lego Final Fantasy? Большеголовые, коротконогие и угловатые человечки с квадратными руками-обрубками никак не вязались с виденным в полнометражке, фанатских и официальных иллюстрациях и в результатах труда бесчисленных косплееров. Человечки наложены на пререндеренные задники, а в тех редких случаях, когда требуется изобразить поворот камеры, игра подгружает с CD короткий видеоролик. ПК-версия работает в несколько более высоком разрешении, чем приставочная, поэтому замыливание при переходе к ролику сразу режет глаз. Сами ролики, занимающие значительную часть объема игры, возможно, и были революцией в 1997 году, но привычным современному игроку Square-овским качеством заставок тут и не пахнет. (В отличие от вышедшей двумя годами позже восьмой части, до сих пор пользующейся заслуженной популярностью у создателей AMV.)

Первый бой расставляет всё на свои места – модельки персонажей модельки персонажей в бою на порядок более пропорциональны и детализированы, а камера, находящаяся в постоянном движении и демонстрирующая эффектные моменты с наиболее выгодных ракурсов, заставляет поверить, что переход серии в 3D был не напрасным. Отмечу и шикарных монстров – фантазия художников из Square и в предыдущих частях гуляла на славу, но ранее анимация в бою полагалась только подконтрольным игроку персонажам, а противники представляли собой статичные картинки. Здесь же очередного танко-трицератопса или пауко-мотоцикл можно рассмотреть со всех сторон, а зрелище мирного сельского домика, который вдруг выдвигает руки и ноги и превращается в механизированного монстра, впечатляет и сейчас.

Сама по себе боевка довольно стандартная для серии, единственным нововведением стала шкала Limit у персонажей, в добавок к привычным HP/MP. По мере того, как персонаж получает повреждения, его шкала заполняется, впоследствии позволяя выполнить зрелищные и уникальные для каждого героя атаки. К сожалению, лимиты – единственное, что по-настоящему отличает одного персонажа от другого. Прокачке подлежат не сами персонажи, а экипируемые ими «Материи» – весёлые разноцветные шарики, играющие важную роль в сюжете. Материи дают как активные заклинания/спецатаки, так и пассивные бонусы и совершенно не привязаны к персонажам. Бугая негра-подпольщика можно сделать хрупким целителем, а миролюбивую цветочницу – партийным танком. А перед следующим боем раскидать Материи по отряду заново. Кто-то скажет, что это добавляет свободы, а по мне так это увеличивает разрыв между сюжетом и геймплеем (а они и так в JRPG традиционно существуют как бы в разных вселенных).

К слову о различных вселенных. Мир FFVII мне показался склеенным из отдельных лоскутков, плохо складывающихся в общую картину. Мрачный киберпанковский мегаполис Мидгар, в котором начинается сюжет игры, очень впечатляет – всё-таки редко JRPG используют фантастический сеттинг, да и миры всех предыдущих частей можно было охарактеризовать как фентезийные, несмотря на мелькающие иногда полеты в космос и роботов. А вот посещаемые в дальнейшем средневекового вида деревеньки выглядят так, будто их взяли из невышедшей Final Fantasy VII для Nintendo 64 (игра планировалась как прямое продолжение сюжета шестой части, но авторы сделали выбор в пользу консоли от Sony).

Нестыковки в логике мира по большей части компенсируются захватывающим сюжетом с множеством интересных персонажей. Число постоянных участников геройской партии приближается к десятку, вот только в бой можно повести только троих за раз. Остальные отдыхают на скамье запасных и не получают опыта. Уровень персонажа влияет только на число HP/MP и открытые Лимиты (Материи прокачиваются отдельно и свободно перевешиваются с одного персонажа на другого), но всё же эта система поощряет использовать в бою один и тот же проверенный и прокачанный отряд и не способствует разнообразию. Плюс, самыми эффективными (и эффектными) заклинаниями являются саммоны. В большинстве своем работают они так же, как и обычные для серии магии Льда, Воды, Огня, Ветра и Электричества, но урона наносят заметно больше. Под конец игры героям удается раздобыть и нескольких саммонов, наносящих неэлементальный ущерб, так что врагов, устойчивых к их атаке, не останется вовсе. Сложность и интерес к боям со временем падает, к битве с финальным боссом беконечно приближаясь к нулю.

Помимо боев, в промежутках между порциями сюжета развлекать нас будут миниигры. Их в FFVII заготовлено немало, как одноразовых, так и пригодных для многократного переигрывания за возрастающую по мере роста сложности награду. Сходу вспомню езду на мотоцикле, сноуборде, мини-RTS «оборона башни» (не путать с tower defense) и, конечно, гонки на ездовых цыплятах чокобо, являющихся одним из родовых признаков серии Final Fantasy.

Первую треть игры нас ещё будут изредка баловать выбором из двух фраз в диалогах (что для JRPG – роскошь), но серьезно это повлияет лишь на одно событие, в ходе которого мы сможем получше узнать одного из персонажей партии – того, с кем не испортили отношения необдуманным выбором слов. В остальном же сюжет линеен и неумолимо гонит нас вперёд, так что заняться выполнением побочных заданий и миниигр можно будет лишь перед финишной чертой. Можно искать спрятанные локации, сражаться с запредельно крутыми секретными боссами, получать награды, которые позволят завалить ещё более крутых боссов, скрещивать и селекционировать чокобо, чтобы на редком подвиде попасть в ещё более секретные локации! Увы, серьезной мотивации к этому нет – как упоминалось ранее, последнего босса провалить практически невозможно, расклад сил в мире ваши усилия не изменят и на концовку не повлияют. Фактически, это лишь возможность добавить часов геймплея для тех, кому жалко расставаться с игрой (или одолевает перфекционизм, или жадность заставляет выжимать досуха купленную за свои кровные игру).

Подводя итог, скажу, что Final Fantasy VII – плод своей эпохи. Хорошие истории не стареют, а вот превозносить решения, ставшие следствием технических ограничений, нехватки времени или просто желания следования проверенным лекалам предыдущих частей, я не буду. В игру и сейчас можно и нужно играть, получая немалое удовольствие закрученного сюжета и необычного мира, хотя графика предсказуемо устарела, а некоторые геймплейные решения откровенно неудачны. Скажу прямо – игра не идеал и не эталон, с которого надо сдувать пылинки и переиздавать в неприкосновенности. Возвращаясь к грядущему римейку: даже если разработчики римейка коренным образом изменят игровую механику, перекроив её в угоду современным тенденциям, суть игры не изменится, ведь и оригинал не скрываясь следовал моде своего времени. Вряд ли в результате получится шедевр на века и времена, скорее всего – просто хорошая игра. Ну а если нет, то у нас всегда останется оригинал – хорошая игра Final Fantasy VII.
Tags: final fantasy, pc, игры, критика, ностальгия, обзор
Subscribe

  • "Машина Смерти" - мои впечатления

    Я пересмотрел фильм "Машина Смерти". В детстве он мне нравился, наверное, не меньше Чужих. В общем-то и сейчас фильм не разочаровал, я бы назвал его…

  • Обзор Xenonauts

    Xenonauts - это идейный наследник и неофициальный римейк незабвенного X-Com (также известного как Ufo). С оригиналом обязан ознакомиться любой…

  • мысли о XCOM2

    Сейчас играю в XCOM 2. Как же раздражает, что они так и не изменили эту систему со "вспугиванием" отдельных группок врагов. Такое чувство, что у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments